Одежда от дома моды Эльзы Скиапарелли — интригующая и сюрреалистичная, как и вся жизнь знаменитого стилиста.

Антагонистка Коко Шанель была не просто талантливым модельером, знающим, что нужно женщине. Она любила литературу, искусство и свою страну, и её чувства нашли отражение в творчестве. В середине XX века её имя было несправедливо забыто, и только самые преданные поклонники продолжали ждать возрождения великого дома.

Биография бунтарки Эльзы Скиапарелли

Будущая мировая знаменитость Elsa Schiaparelli появилась на свет 10 сентября 1890 года в родовом гнезде Корсини, недалеко от Рима. Она была желанным ребенком, но родители ждали мальчика. Рождение девочки их обескуражило. Имя ей придумала кормилица, любившая немецкую музыку. Мать Эльзы — уроженка Мальты, куда её прадеда сослал британский консул. Их семья представляла элиту того времени, никто не хотел жить обычной жизнью.

Дедушка Эльзы, оставив после себя пятерых детей, отправился на север Африки для налаживания деловых связей с местными производителями. Вскоре, дав волю своей обольстительной натуре, он соблазнил дочь местного купца, женился на ней, и дослужился до чина советника царя Египта. Отец всё свободное время проводил с книгами по нумизматике. Ходили слухи, что он обменивался старинными коллекционными монетами с королем Италии.

Есть легенда, что дядя Эльзы — знаменитый астроном Джованни Вирджинио Скиапарелли, заметив на щеке девочки родинки, расположенные в форме созвездия Большой Медведицы посчитал это добрым знаком и предсказал ей большое будущее.

Однако Эльзу считали, скорее, обаятельной, чем красивой, и в конце концом, убедили в этом её саму. Эльза ужасно комплексовала из-за своей внешности, особенно, когда её сравнивали с привлекательной сестрой.

Она мечтала, чтобы на её лице выросли цветы, и она тоже стала красивой. Эльза раздобыла у садовника семена вьюнков, настурций и маргариток и посадила их в рот, нос и уши, выжидая, когда они вырастут. В тот раз её эксперименты со внешностью едва не закончились трагедией: Эльза начала задыхаться. Мать послала за врачом, и девушку спасли. Эльза росла в аристократической среде, и важную роль в её жизни сыграли книги. Она часто пропадала в отцовской библиотеке и листала иллюстрации.

Её завораживали книги с обилием ярких, притягивающих внимание картинок. Но, несмотря на своё дворянское происхождение, она не собиралась смиренно просидеть всю жизнь за письменным столом.

Эльза была настолько любознательна, что однажды попыталась выпрыгнуть из окна с зонтиком вместо парашюта.

А в шестилетнем возрасте девочка, услышав на улице шум, присоединилась к протестующим против беспорядков на улицах Рима. Её не напугал даже тот факт, что толпа отнесла её далеко от дворца. Эльза спокойно вернулась домой на общественном транспорте.

Со стороны она могла показаться взбалмошной и непочтительной, но на самом деле, у юной Эльзы было сильно развито чувство справедливости. И ей интуитивно удавалось правильно его применять. Например, она начала приносить домой еду, которой её кормили в школе, чтобы продемонстрировать, насколько она ужасна.

Ей удалось убедить родителей. Они разрешили брать с собой в класс домашнюю еду. Школа была для Эльзы настоящей темницей. Учителя требовали беспрекословно повиноваться и не задавать лишних вопросов, что было совершено не совместило с любопытством девушки. Эльза постоянно выдумывала шокирующие истории, чем сводила с ума окружающих.

Однажды, чтобы добиться расположения кухарки и выпросить себе что-нибудь вкусное, она поделилась с ней тайной, что якобы является приемным ребенком.

Но кухарка долго не смогла держать в себе секрет и разболтала его своей хозяйке. Отец Эльзы был в бешенстве и первый и единственный раз наказал дочь — дал ей звонкий шлепок. Мать заставляла её играть на фортепиано, и девушка начала каждый раз имитировать приступ истерии, едва касалась клавиш.

Желание стать актрисой подтолкнуло Эльзу к изучению поэзии. Девушка начала писать стихи, чем привела в ужас своего отца.

После того, как издательство опубликовало поэмы под названием «Аретуса», отец отказался это читать и в качестве наказания отправил Эльзу в монастырь в Швейцарии. Девушка подчинилась его воли. Несмотря на бунтарский дух, она была очень религиозной.

Пребывание в монастыре она восприняла как большое приключение. Там царили настолько строгие порядки, что послушницы были вынуждены принимать ванну в плотных длинных рубашках: смотреть на своё обнаженное тело — грех. Но Эльза не стала подчиняться этому правилу и в первый же вечер сорвала тунику. На неё тут же донесли настоятельнице, и первая их стычка плавно перетекла в затяжной конфликт.

Одна из воспитанниц пыталась её соблазнить. Эльза была воспитана в абсолютной плотской и духовной чистоте, и это стало для неё шоком. Она объявила голодовку и легла в постель. Через свою подругу Эльза передала письмо отцу, где рассказала, что на самом деле происходит в монастыре. Отец пришел в бешенство и забрал её домой.

Начало взрослой жизни

Биография Эльзы Скиапарелли

Дальнейшая биография: лишь в 1914 году девушке удалось вырваться и-под опеки родителей. По приглашению давней подруги семьи Эльза Скиапарелли впервые покинула отчий дом и уехала в Лондон, где ей предложили работу домработницы. Но путь к жизни мечты лежал через Париж, где она совершенно случайно встретила своего знакомого. Он предложил ей посетить светское мероприятие. Эльза не могла пропустить бал.

Но карманных денег, полученных от родителей, не хватило бы, чтобы купить шикарное платье. Девушке пришлось самой придумывать, как выйти из затруднительного положения. Она купила два отреза ткани: синей и оранжевой, но не стала шить наряд, а использовала материал в качестве драпировки. Всё части одежды скреплялись между собой булавками. Из остатков ткани девушка сделала тюрбан, дабы не тратиться на прическу, и вогрузила его себе на голову.

Гости были в шоке.

Прибыв в Лондон, Эльза Скиапарелли взяла на себя обязанности экономки. Особых сложностей в воспитании детей хозяина не возникло, они были послушными. У неё появилась возможность наконец-то заняться своей личной жизнью. В то время Европа сходила с ума от мистических учений, в частности, теософии, что не могло не заинтересовать любопытную итальянку. Эльза записалась на лекцию харизматичного афериста графа Вильяма де Вендта де Керлора.

Она нашла его невероятно очаровательным. После одной затянувшейся до утра беседы, граф предложил ей обручиться. Узнав о том, что девушка готова совершить роковую ошибку, вся её семья бросилась в Лондон, чтобы помешать скоропалительному браку. Но они не успели. Молодожены расписались без пышных нарядов и торжеств.

Первое время после свадьбы Эльза пыталась обустроить совместный быт, но быстро поняла, что её муж не предназначен для семейной жизни. Он летал в облаках и не принимал участия в планировании будущего. Пара переехала в Ниццу, где жили родители супруга. Денег катастрофически не хватало, и Эльза отправилась играть в казино, но вернулась домой с пустым кошельком. От азартных игр пришлось отказаться.

Муж решил, что они должны переехать в Америку. По пути в Нью-Йорк Эльза ломала голову, чем они будут заниматься в абсолютно чужой стране, но не смогла добиться от него никакой конкретики. Они заселились в отель и продолжили тратить её деньги, оставшиеся от приданного. Жизнь в большом городе изменила Вильяма: он начал злоупотреблять алкоголем и окружать себя вниманием доступных дам, всё чаще оставляя Эльзу одну в номере.

Шокирующие новости приходили одна за одной.

Сперва Эльза узнала о смерти отца, а потом о своей беременности. Роды были тяжелыми. Но после того, как ей показали ребенка, она поняла, что полюбит малышку больше всего на свете. Девочке дали имя Мария Луиза Ивонн Радха, но близкие называли её Гого. Через несколько дней, муж исчез в неизвестном направлении, а Эльзе пришлось самостоятельно решать проблему, где жить и что есть.

Эльза, с ребенком на руках, скиталась по углам, пытаясь хоть что-то заработать. В то время её поддержала близкая подруга — мадам Пикабиа, супруга известного художника. С горем пополам, молодая мать начала обзаводиться нужными связями, чтобы оставаться на плаву. Но вскоре последовал очередной удар. Врач вынес вердикт: Гого больна детским церебральным параличом. Эльза сменила ей фамилию на Скиапарелли и забрала в Париж.

Пытаясь получить паспорт, чтобы легально находиться в чужой стране, Эльза отправилась в Рим. Мать умоляла её остаться, что решило бы все материальные проблемы. Но Эльза больше не хотела ни от кого зависеть. Она почувствовала запах свободы и вернулась в Париж, где её приняли на работу помощницей антиквара. Именно тогда в её судьбе наступил поворотный момент. Эльза познакомилась с великим кутюрье Полем Пуаре.

Творческий путь Эльзы Скиапарелли

Мода Эльзы Скиапарелли

У Эльзы неплохо получалось рисовать, и она начала пробовать конструировать платья. Эта идея настолько её захватила, что будущая звезда мировой моды стала искать тех, кто мог бы её продвинуть в этом направлении. Она связалась с Домом Магги Руф, где ей в мягкой форме объяснили, что с ей талантом впору сажать картошку, но никак не кроить платья. Для этого нужно, как минимум, уметь шить и обладать безупречным вкусом.

Вскоре её навестила знакомая из Америки. В тот день Эльза заметила на ней элегантный, но в то же время очень простой свитер. Выяснилось, что его вручную связала армянская портниха. Эльза настояла на знакомстве с ней. Она принесла на встречу эскиз своего первого экстравагантного элемента одежды — банта в форме бабочки, обмотанном вокруг шеи. Ранее считалось, что свитер — предмет домашнего облачения, но Эльза решила, что мода должна быть другой.

Первый опыт оказался неудачным, но чем больше попыток делала мастерица, тем интереснее получалась вещь. Женщина смело надевала одежду собственного производства на званые вечера. Свитер Эльзы Скиапарелли с бантом стал хитом. Предприниматель из Нью-Йорка заказала 40 копий, и Эльза сбилась с ног, пытаясь в короткий срок найти мастериц, материал, и чем оплачивать расходы. Но благодаря помощи друзей, заказ был готов в срок.

В 1928 году открылся первый магазин Schiaparelli Pour Le Sport, коллекции которого вызвали большой интерес у журнала Vogue. Среди первых работ бренда — свитера-татуировки, пуловеры с изображениями человеческих костей, трикотажные купальники и аксессуары из шерсти и хлопка. Таким образом, одежда Эльзы сочетала в себе высокую моду и спортивный стиль — элегантность и комфорт. Она хотела, чтобы женщины перестали втискивать себя в неудобные платья и подарила им юбку-шорты. Она первая ввела в обиход синтетические ткани.

Эльза активно использовала африканские мотивы. Её коллекция одежды с иллюстрациями татуировок моряков вызвала огромный ажиотаж. Общественность не понимала, это красиво, ужасно или омерзительно, но каждая женщина хотела пополнить свой гардероб хотя бы одной вещью. И Эльза замахнулась на производство вечерних туалетов. Платье-футляр из черного крепа с белым жакетом и перекинутым через спину шарфом стало эталоном стиля.

Многие из творений Эльзы были вдохновлены её дружбой со всемирно известными художниками. Она была близко знакома с Сальвадором Дали, Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Жаном Кокто и плотно с ними сотрудничала. Сальвадор Дали и Эльза Скиапарелли вместе разработали дизайн пудреницы в форме телефонного диска. Позже именно этой дружбе обязаны своим появлением легендарное платье-скелетон, платье с лобстером и «слезы».

Шляпы Эльзы Скиапарелли – это отдельная тема для обсуждения. Одно из самых известных её творений — шляпа-туфля.

Шляпа туфля Эльзы Скиапарелли
Шляпа туфля Эльзы Скиапарелли

Такие проекты, как шляпа с котлетой из баранины и костюм с карманами, имитирующими комод, публика приняла с восторгом. Имя Скиапарелли перешагнуло европейские границы. Её интригующие наряды захотели все, а слава докатилась до Америки. У Эльзы одевались все женщины из высшего света от кинозвезд до правящих династий.

В моду вошел цвет «шокинг» — сочная фуксия, которая стала ассоциироваться с её именем. Ходят слухи, что на его создание Эльзу вдохновила картина Кристиана Берара. Но сама модельер уверяла, что во всём виноват бриллиант её подруги. Эльза открыла новые бутики по всему миру: в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, а во второй половине 1930-х годов число трудившихся на производстве швей превысило 400 человек. Три аромата, выпущенные на рынок в 1934 году, Salut, Souci и Schiap, до сих пор являются иконами стиля.

Для представления своих коллекций она запускала настоящее шоу. Скучные и монотонные показы дефиле не отражали её индивидуальность, поэтому она делала акцент не только на одежде, но и на всём, что её обрамляет. Модель, макияж, музыка, цвета — всё это было неотъемлемой частью перфоманса и заставляло публику обсуждать шоу ещё несколько месяцев. Эльза Скиапарелли стала стилистом американских и международных звезд.

Среди самых преданных клиентов можно было заметить Уоллис Симпсон, Марлен Дитрих, Грету Гарбо, Кэтрин Хепберн, Лорен Бэколл, Галу Дали, Нуш Элюар, Вивьен Ли, Джинджер Роджерс, Жюльетт Греко и Мэй Уэст. Она начала работать художником по костюмам, участвовала в некоторых американских постановках и перебралась даже за «железный занавес», когда коллекции Эльзы Скиапарелли появились в Советском Союзе.

Эльза Скиапарелли бесстрашно отправилась в дальнее путешествие в страну, про которую ходила слава недружелюбной и нетерпимой к изменениям державы, чтобы принять участие ярмарке промышленных образцов Франции. Модельера попросили создать наряд для советской женщины, который могла бы себе позволить каждая, независимо от своего материального положения и статуса. Жены солдатов должны были хорошо одеваться.

Но советских женщин больше заинтересовали не наряды, а процесс их создания. Если рассказывать кратко, когда Эльза покидала номер, сотрудницы отеля в тайне снимали мерки с её вещей, чтобы сшить собственные. Поездка не принесла результата, платья посчитали непригодными.

В журнале Vanity Fair опубликовали карикатуру, где Сталин угрожает Эльзе перерезать стропы парашюта, если она не оставит в покое женщин его страны.

Эльза в качестве художника принимала участие в создании 28 фильмов, а в качестве приглашенной актрисы играла в двух шоу, сериале “Омнибус”, также был фильм “Лицо супермодели: Тогда и сейчас” с ее участием.

Война с Коко Шанель

Если Коко Шанель в 1930-е олицетворяла простоту и почти монашескую строгость, то творчество Эльзы Скиапарелли потрясало воображение изобилием красок и форм. Шанель пришла в мир моды на 7 лет раньше Скиапарелли и к моменту дебюта последней уже успела добиться мировой известности. Стремительный взлет конкурентки её раздражал. Коко считала, что Эльза вульгарна, бездарна и недостойна конструировать одежду.

Эльза Скиапарелли и Коко Шанель
Эльза Скиапарелли и Коко Шанель

Эльза пригласила Коко на свой первый званый обед. Шанель просидела несколько часов с постным лицом, но встреча условно прошла хорошо. Позднее Шанель всё же начала копировать некоторые предметы одежды, созданные Скиап (как её называли в те времена в Париже). Эльза же, в свою очередь, полностью игнорировала агрессивные выпады конкурентки, предпочитая «холодную войну».

Окна номера отеля «Ритц», где жила Коко, выходили на Вандомскую площадь, на которой находился магазин Эльзы. Шанель с балкона наблюдала за тем, кто из её постоянных покупательниц, посмел зайти к ненавистной конкурентке. Модельеры переманивали друг у друга манекенщиц. Одним из главных трофеев была известная русская модель Людмила Федосеева.

Но большего всего разозлило Шанель то, что первой женщиной-кутюрье, оказавшейся на обложке всемирно известного журнала Time, стала не она, а Скиапарелли. Безусловно, на это повлияло сотрудничество с Мэй Вест. Шлакон духов был скопирован с её фигуры, а помада вдохновлена её губами. Эльза не стеснялась быть эпатажной. Одна из её шуток, вошедшая в историю, родилась, когда её навестил журналист.

Окинув мужчину взглядом, она произнесла: «У вас в кармане револьвер, или вы просто рады меня видеть?» Шанель злилась и тратила баснословные деньги, чтобы оставить модельера без персонала. Но оказалось, что успех Эльзы был основан исключительно на её таланте. Тогда Шанель пригласила Эльзу на свой день рождения и усадила Скиапарелли в роскошном черном платье на стул, испачканный белой краской. Скандал был неизбежен. Но в 1930-е годы перевес сил был на стороне Эльзы. Публика устала от однотипных серых нарядов.

Женщины того времени не боялись выделяться из толпы. Они искали то, что поможет выигрышно подчеркнуть их внешность. У Скиапарелли было ещё одно преимущество, она тонко чувствовала желания женщин и была очень изобретательна, чтобы их осуществить. Шанель же не умела шить и кроить и не успевала за веяниями моды. Ненависть Шанель вызывала тесная дружба с очень популярным в те времена художников — Сальвадором Дали.

Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали

Сюрреализм привел в восторг публику, и Коко, не желавшая терять поклонников, тоже начала вникать в эту область искусства. Шанель была потрясающей коммерсанткой и знала, как правильно вложить деньги. Но делать то, что тебе не свойственно, сложнее, чем следовать порыву души. Кроме того, моральные качества Коко оставляли желать лучшего.

Эльза Скиапарелли была ярой патриоткой, сердечной и доброй женщиной, и когда мирное существование Франции нарушила Вторая мировая война, а немцы оккупировали Париж, она не осталась в стороне. Эльза предпочла бежать в Америку и бросить модный дом на попечении постороннего человека, но не стала сотрудничать с фашистами и не позволила им зарабатывать на её имени. Шанель же быстро сориентировалась в изменившейся реальности и прыгнула в объятия немецкого любовника-офицера.

В то время как Скиапарелли перешла работать в Красный Крест, где читала лекции о сплоченности перед лицом врага, и сама лично переправляла между враждующими странами посылки с лекарствами и витаминами для французских детей-сирот, понимая, что каждая поездка для неё может оказаться последней. Кто выиграл эту войну модных домов, сказать сложно. Несмотря на то, что Шанель закрылась в 1940 году, а Эльза показала свою последнюю сокращенную коллекцию в 1954, имя Скиапарелли было несправедливо забыто на многие десятилетия.

Крах модного дома: Скиапарелли сегодня

Модный дом Скиапарелли

Никто не знает, как бы развивалось творчество Эльзы, если бы её планам не помешала война. Но даже в трудные дни она продолжила создавать одежду, вдохновляясь военной тематикой. Вернувшись в Европу, модельер Эльза Скиапарелли сотрудничала с Юбером де Живанши, Филиппом Вене и Пьером Карденом. Но на Олимпе мировой моды появилось новое имя — Кристиан Диор. И для Скиап наступили непростые времена, интерес к сюрреалистическому направлению в моде утих.

Временный экономический кризис привел к банкротству и вынудил её закрыться. Эльза почувствовала, что пришло её время уйти с Вандомской площади и отправиться другим путем. На память потомкам Спиапарелли выпустила противоречивую автобиографию «Моя шокирующая жизнь», которую можно разобрать на цитаты. В книге дизайнер лишь частично затронула, какой неизгладимый след она оставила в истории мировой моды.

Книга рассказывает о крахе: «Я пыталась сделать женщин стройными и элегантными, чтобы они могли войти в новую реальность в новом образе. Но не сразу поняла, что элегантность, какой мы знали её до войны, уже не актуальна». Фото Эльзы:

Эльза Скиапарелли

Почти 20 лет она занималась воспитанием внучек, дочерей Гого Марисы и Берри. Обе девушки нашли себя в модной индустрии. Мариса стала моделью и актрисой, а Берри фотографом. Дизайнер Эльза Скиапарелли умерла 13 ноября 1973 года в возрасте 83 лет. Её похоронили в шелковом костюме цвета «шокинг».

В 2006 году бренд был выкуплен у наследников итальянским предпринимателем Диего Делла Валле и передан дизайнеру Марко Занини после показа мод в Музее декоративного искусства в Париже. Позднее Занини стал креативным директором бренда. Первой коллекцией в память о великой Эльзе занимался кутюрье Кристиан Лакруа. На сегодняшний день пост креативного директора занимает Дэниел Розберри.

В 2019 году английская актриса Хелен Миррен прибыла на церемонию «Оскар» в платье цвета «шокинг». А годом позже, «бурерожденная» Эмилия Кларк продефилировала по красной дорожке в платье со скелетом. Но настоящее возрождение наследия Скиап началось в посткарантинный период, когда Белла Хадид и Тильда Суинстон надели наряды её бренда на Каннском фестивале. Ожерелье в виде бронхов покорило публику. Бейонсе, Хантер Шафер, Мадонна, Ким Кардашьян, и даже российская знаменитость Рената Литвинова — все полюбили Эльзу.

Газетный принт, раздельные купальники, застежки-молнии на вечерних платьях и массивная шокирующая бижутерия — это работы Эльзы, без которых невозможно представить современную моду. Она первой начала делать такие украшения как бусы из подручных материалов, используя перья птиц и таблетки аспирина.

Главная цель бренда сейчас — адаптировать кич к требованиям современности. Но Эльза Скиапарелли навсегда останется иконой творческой и революционной моды.

(Оцените пожалуйста, мы очень старались!)
Загрузка...
Виктория Берегина
Работник креативных цехов. Живу в Петербурге, где своя история есть даже у бездомной дворняги. Вдохновляюсь биографиями интересных людей, чтобы однажды написать свою собственную. Guilty pleasure: модные дома, хип-хоп и душегубы. Пламенно люблю Кадзуо Исигуро, Фредрика Бакмана и Николая II.

Обсуждения

Comments to: Эльза Скиапарелли: Шокирующая биография модельера и создателя модного дома