Для своих сорока семи лет Джо Аберкромби (Joe Abercrombie, если вам захочется почитать его книги на английском ‒ что я вас очень рекомендую сделать, и ниже расскажу, почему) удивительно плодовитый автор.

Он работает с 2004 года, то есть, всего восемнадцать лет ‒ для писателя это ничто ‒ и за это время успел написать тринадцать книг, то есть, чуть меньше, чем по книге в год. «Мудрость толпы» (“Wisdom of crowds”) он писал всего год (в книге, если что, 780 страниц, примерно сто пятьдесят тысяч слов). Удивительная продуктивность без потери качества при этом.

Если вы вдруг сомневаетесь, читать ли книги Дж. Аберкромби, и хотите приблизительно понимать, о чем книга, каково ее общее содержание ‒ здесь вы это узнаете. Без спойлеров, само собой, мы же тут все приличные люди.

Содержание книги

Сейчас я вас немножко напугаю: «Мудрость толпы» Джо Аберкромби ‒ это финальная книга трилогии «Эпоха безумия», а эта трилогия, в свою очередь, является продолжением трилогии «Земной круг». Но не пугайтесь: все книги Дж. Аберкромби можно читать по отдельности, не зная, что произошло раньше, они все абсолютно самостоятельны, каждая раскрывает свою, отдельную, индивидуальную проблему. Есть персонажи, которые фигурируют во всех книгах, но это не мешает восприятию нового читателя.

Действие «Мудрости…» происходит в вымышленном фэнтезийном мире. В нем множество стран и запутанная политическая ситуация, множество военных конфликтов, политических интриг, множество персонажей, каждому из которых что-то нужно, и каждый готов ради этого сражаться.

По степени проработки своего фэнтезийного мира «Мудрость…» Джо Аберкромби, как и другие его книги, напоминает Джорджа Мартина (George Martin): несколько разных стран, в каждой ‒ своя политическая обстановка, свои персонажи, и все эти страны еще и находятся в запутанных отношениях друг с другом.

Сеттинг, впрочем, нельзя назвать оригинальным: это старая-добрая средневековая Европа. Впрочем, есть и приятное разнообразие: например, одна из фигурирующих в книге стран, Штирия, явно списана с Италии пятнадцатого века, Север ‒ со скандинавских стран с их суровыми викингами, империя Гуркхула явно напоминает древние страны арабского Востока. Наблюдать, как автор использует исторический материал в качестве вдохновения для собственного мира, очень интересно.

  • Плюс конкретно «Мудрость толпы» Джо Аберкромби переносит нас уже в индустриальную эпоху, поэтому читателю, подуставшему от классических доспехов да мечей, будет вдвойне интересно.

Сюжет «Мудрости толпы» необычен для эпического фэнтези в таком классическом сеттинге: он начинается с революции. Да-да, власть в самой большой и могущественной стране этого мира ‒ Союзе ‒ захватили «ломатели», желающие сломать все старое и построить новое. Рухнули прежние институты власти, на улицы городов пришел хаос. По сути, произошла революция, власть оказалась в руках простых людей, рабочих.

Персонажи, которые еще вчера были на вершине власти ‒ например, король Орсо, один из многими любимых персонажей трилогии, благородный и умный человек ‒ вынуждены адаптироваться к новым условиям. Кто-то принимает ее с восторгом, видя в политических переменах возможность для собственного возвышения, кто-то ‒ в ужасе и не понимает, как теперь строить собственную жизнь, и очень интересно наблюдать за и без того сложной политической ситуацией с абсолютно разных точек зрения.

Впрочем, на одной только революции и мотивах «бунта, бессмысленного и беспощадного», сюжет не заканчивается: после «ломателей» к власти приходят «сжигатели», свергая «ломателей», а в других странах тем временем кипит котел политических интриг: молодая правительница пытается освоиться в новой роли, молодая женщина стремится защитить своих детей любой ценой, свергнутый король пытается научиться жить в новом мире.

Описать эти интриги подробно невозможно ‒ слишком они сложны и запутаны, следить за ними очень захватывающе. Даже читая последнюю главу книги, читатель не до конца уверен, чем кончится дело, кто из героев останется жив, как переменится расстановка сил на политической арене.

Благодаря тому, что автор затрагивает темы революции, его произведение уже мало напоминает классическое фэнтези: оно больше фокусируется на психологии персонажей (последнее, впрочем, в принципе свойственно Аберкромби, все-таки он получил психологическое высшее образование), на социальных явлениях, а еще в нем присутствуют явные элементы антиутопии.

Должна признаться, именно это мне лично очень понравилось в этой книге и в творчестве Аберкромби в целом. Дело в том, что часто фэнтези фокусируется на масштабности событий, поскольку авторы обычно не мелочатся и описывают что-то такое, что способно перевернуть все мироздание, а вот психологическому состоянию и изменениям героев внимания почти не уделяют.

В итоге авторы словно забывают, что история творится здесь и сейчас, историю пишут люди ‒ и герои у них становятся просто картонками с надписями «благородный рыцарь», «коварный колдун», «прекрасная принцесса» ‒ и я из-за этого перестаю верить персонажам, а оттого мне и читать делается неинтересно.

Джо Аберкромби не допускает такой ошибки. Все его персонажи ‒ живые, яркие, характерные, интересные, каждый персонаж запоминается. Возможно, опытным читателям они покажутся несколько предсказуемыми, но и это не факт: у Аберкромби настолько запутанные сюжеты, что неясно, будет ли персонаж жив к следующей главе, на чьей стороне в итоге окажется, куда его закинут хитросплетения политических интриг.

Каждый персонаж неоднозначен: милосердие и способность предать, жестокость и любовь к своим близким уживаются в них, делая героев живее, больше похожими на настоящих людей.

Можно привести в пример героиню по имени Савин, молодую женщину, которая недавно обзавелась детьми. Вокруг нее ‒ суровый и сложный мир предательств и политических интриг, кровавых расправ в ночи, мир «Крови и железа», как говорилось в первой книге Аберкромби, и поэтому она решает, что готова на все, лишь бы защитить своих детей.

Этот простой, очень понятный, очень гуманистичный и естественный мотив ‒ мать, желающая защитить своих детей ‒ сочетается с жестокостью, расчетливостью и запутанными интригами.

Или можно привести в пример Рикке: в руках этого персонажа оказалась власть над суровым и мрачным регионом Севера, где суровы и нравы, и менталитет, и бои, и человеческие сердца, и даже климат. Рикке тем временем ‒ совсем юная девушка (впрочем, далеко не ангельского характера, что делает сюжет интереснее и нетривиальнее), и ей предстоит руководить взрослыми мужчинами, поднаторевшими в придворной жизни, прошедшими через войны и способными на убийства.

Благодаря этим ярким контрастам и живости, человечности персонажей, наблюдать за ними очень интересно.

Скачать книгу «Мудрость толпы»

Скачать «Мудрость толпы» в форматах Fb2, Fb3, ePub, PDF, Mobi и других (более 9 форматов), слушать аудиокнигу или читать онлайн полную версию можно прямо здесь. В книге 330 страниц и много иллюстраций.

Читать онлайн книгу «Мудрость толпы» Джо Аберкромби можно в читалке. Здесь можно настроить шрифты, отступы, цвет и яркость, переключаться с текста на аудиокнигу и обратно, а также получить другие книги по теме.

Если вы любите чувствовать и держать книгу в руке, то лучше купить издание в бумажном экземпляре по ссылке выше.

С точки зрения глобальных проблем, в книге «Мудрость толпы» раскрываются такие вопросы как:

  • «Эффект толпы», как люди, находясь в толпе, могут совершать ужасные преступления;
  • Тема народного бунта со всеми сложными вопросами, которые она поднимает: когда члены одной семьи оказываются по разные стороны баррикад в политических вопросах; о том, может ли «кухарка управлять государством»; о том, что даже в ситуации справедливого бунта найдутся люди, которые попытаются использовать эту ситуацию в целях собственной выгоды; о том, что по обе стороны конфликта ‒ люди со своими невзгодами и проблемами, чаяниями.
  • Тема власти: кому должна принадлежать власть, как власть влияет на людей, как развращает их.
  • Тема жестокости мира.

На последнем стоит задержаться подробнее. Аберкромби не щадит своих героев. Он часто ставит их перед тяжелыми моральными выборами и решениями, или в условия, когда им необходимо поступить жестоко или с моральной точки зрения неэтично, но иначе они просто не смогут выжить ‒ или они могут поступить в соответствии со своими моральными принципами, но тогда их жизнь либо ухудшится, либо окажется под угрозой.

Каждый из героев проходит через этот выбор по-своему, и читатель, наблюдая за ними, вынужден сам решать, как относиться к тому или иному выбору и к герою, который его совершает. К тому же, читатель невольно ставит себя на место персонажа и задается вопросом: а он бы как поступил?

Приятный бонус: стиля автора есть одна интересная и положительная черта ‒ он начинает сразу с интересных, захватывающих, эмоциональных сцен. Он не тянет сюжет длительными описаниями, долгими вступлениями, которые свойственны многим авторам фэнтези, а начинает сразу с интересного: с боевых сцен, с напряженных разговоров. Например, «Мудрость толпы» начинается с красочно и жестоко описанной сцены народного бунта.

Книги Аберкромби разбиты на небольшие главы, поэтому читать их очень легко: можно прочитать пару глав по дороге на работу или вечером перед сном. Впрочем, далеко не факт, что вы сможете оторваться: прочитав одну небольшую главу, сразу же тянет перелистнуть страницу и прочитать следующую ‒ очень уж увлекательно они написаны.

Стоит сказать, что Джо Аберкромби до крайности натуралистичен, здесь его можно сравнить с тем же Мартином. Его персонажи ругаются непотребными словами, автор не стесняется в подробностях описывать их физические увечья, сцены брутальной жестокости.

Помимо этого, его стиль в принципе очень подробен: он детально описывает все ощущения, запахи, вкусы, цвета происходящего вокруг, и благодаря этому сцены воспринимаются особенно живыми, яркими, так, словно это происходит с самим читателем.

При этом, несмотря на подробность, читать Аберкромби несложно, его стилю также свойственна легкость, он не повторяет дважды одну и ту же мысль (если это не осознанный ход) и не отвлекается на незначительные детали. Иногда его стиль даже становится поэтичным, сохраняя при этом лаконичность ‒ литература иностранного производства, особенно фэнтези, богата авторами именно такого стиля.

«Мудрость толпы» даже можно рекомендовать в качестве книги для практики литературного английского: она написана более простым языком, нежели остальные книги Аберкромби (тоже написанные несложно), поэтому воспринимается легко и интересно.

  • Переводчики проделали над ней большую работу, постаравшись передать особенности стиля автора (например, повторяющиеся фразы для усиления эмоционального эффекта, отсылки к цитатам из великих литературных произведений ‒ Гомера, Гейне ‒ легкость и живой темп повествования).

Издание книг Джо Аберкромби в России ‒ работа Эксмо, поэтому книги выполнены качественно: красивая обложка, качественная бумага, четкая печать текста, внимательное отношение к верстке. Книгу приятно держать в руках.

Цитаты

  • «Все битвы истории ‒ это не сражения между правыми и виноватыми, но между правдой одних людей и других. Зло ‒ не противоположность добра; это то, как мы называем представления других о добре, когда они различаются с нашими».
  • «Похоже, когда даешь маленьким людям башмаки больших людей, это не делает их большими, а только заставляет спотыкаться».
  • «Тщеславие, громкий голос и слабая связь с правдой, ‒ прошептала Зури. ‒ Все необходимые качества успешного политика».
  • «Знаете, в чем проблема с хорошеньким личиком? Люди привыкают к преимуществам своей красоты, а потом, когда ее вдруг не остается, им больше нечем добиваться успеха в жизни. Нет ничего поганей человека, который прежде был красивым. У них такая жалкая улыбка! «Любите меня, любите, любите», ‒ как бы говорит она, хотя там уже не осталось ничего, что можно любить».
  • «Он не сумел защитить свой народ от своих советников. И вот теперь он не сумел защитить своих советников от своего народа».

Отзывы

Олег Ладыженский, член соавторского дуэта, пишущего под псевдонимом Генри Лайон Олди (один из мастеров отечественной фантастики, наиболее известные произведения: «Путь меча», «Герой должен быть один», «Одиссей, сын Лаэрта» и сага об Ойкумене) отмечал, что главная тема книги «Мудрость толпы» и вообще всей трилогии, к которой книга принадлежит ‒ это предательство.

При этом, по мнению писателя, герои вызывают искреннюю симпатию, ведь они не только передают, но и совершают благородные, милосердные поступки, тем самым оставаясь живыми, человечными.

Олег Ладыженский отмечал, что Аберкромби легко дается описание политики, дипломатии, сложных и запутанных планов, войн, революций. Книгу «Мудрость толпы» Ладыженский называет жестокой, даже беспощадной: к героям и к читателям.

Автор не дает пощады никому, не позволяет верить в хорошее, он обнажает всю жестокость мира и людей во всей красе, со всеми полутонами. Трилогию «Эпоха безумия» и книгу «Мудрость толпы» Олег Ладыженский сравнивает со скальпелем, вскрывающим нарыв: грязно, больно, жестоко, но необходимо.

«Я очень люблю книги Аберкромби, прочитала их все, и вот теперь «Мудрость толпы» в моей коллекции. Я ждала книгу с нетерпением и счастлива, что она, наконец, вышла.

И автор меня не разочаровал! Любимые герои раскрываются здесь все глубже, сюжетные повороты закручиваются так, что ты даже не можешь представить, какой будет развязка, ты строишь предположения, но концовка превосходит все твои ожидания, и автор в очередной раз выворачивает все наизнанку ‒ и при этом делает это логично и изящно.

Автор во всей ужасающей красе раскрывает подробности беспощадного народного бунта, где карают правых и виноватых. Если сначала публичные казни жестоки, но, по крайней мере, справедливы, то потом на плаху тащат всех ‒ за неосторожное слово, за случайность, за необдуманность.

При этом простой народ, в интересах которого вроде бы произошла революция, продолжает жить впроголодь. А жернова истории все крутятся: таинственная фигура Ткача стоит за историческими переменами, словно паук, тянет за ниточки, а героям остается лишь пытаться выплыть в кровавом потоке вершащейся истории, вершащейся судьбы.

Было очень интересно увидеть, как изменяются главные герои. Савин смягчилась после рождения детей, теперь для нее главное не личная выгода, а жизнь и безопасность ее семьи, и мне кажется, это прекрасные изменения.

Лео, когда-то благородный и добрый, после перенесенных испытаний сделался жестоким тираном. Интересно было увидеть, как он проходит этот путь, но в то же время теперь я не могу относиться к этому персонажу как раньше.

Орсо ‒ это моя любимая ветка, любимая арка. Даже не верится, что когда-то это был избалованный эгоист, изнеженный и развращенный аристократ. Теперь это чуть ли не единственный по-прежнему вызывающий симпатию и любовь персонаж, по-настоящему достойный человек.

Еще уважение вызывает Рикке. Она немного напоминает Лианну Мормонт из «Игры престолов», но гораздо мягче и симпатичнее по характеру. То, как чутко и мудро она правит Севером, вызывает уважение и симпатию.

История закончилась так, как и должна была: с размахом. Теперь я с нетерпением жду новую книгу, потому что автор оставил явные намеки на продолжение, но, очевидно, уже в новой трилогии».

«Очень интересно, как автор отображает в стиле темного фэнтези революционные процессы. Видно, что он явно много читал исследователей работы массового сознания, социологов двадцатого века, франкфуртской школы (они изучали процессы, происходящие в начале двадцатого века ‒ Вторую Мировую войну, мировые революции), как работает революция, каковы ее механизмы.

Аберркромби постарался это применить, попытался ответить на вопрос «почему любое восстание, даже такое, которое руководствуется самыми светлыми идеями и идеалами, заканчивается или сопровождается зверствами». И сделал это со свойственным Аберкромби юмором, живыми персонажами и легкостью повествования.

Еще его явно волнуют проблемы «маленького человека», простого жителя этого мира, которому не повезло жить «в эпоху перемен». Эти проблемы волнуют и меня тоже, поэтому было очень интересно и приятно читать.

Очень грустно, что великолепная трилогия закончилась, грустно за то, как сложились судьбы многих героев ‒ они заслуживали лучшего. Хочется стереть себе память и прочитать еще раз».

«Немного разочарован, на мой взгляд, первые книги Аберкромби были получше. «Мудрость толпы» написана хорошо, увлекательно, но от фэнтези я жду чего-то более необычного, чтобы мир разительно отличался от нашего, а здесь все слишком реалистично, и это даже пугает. Я в фэнтези прихожу, чтобы не думать о реальных проблемах, а не чтобы грузить себе голову политикой и философией».

«Аберкромби попал в ловушку: он начал свою писательскую карьеру с абсолютно шедевральной трилогии «Земного закона», и теперь все его книги сравнивают с ней, а потому часто судят несправедливо, исходя из своих ожиданий.

Я тоже ждал от «Эпохи безумия» и отдельно от «Мудрости толпы» чего-то совершенно иного, но то, что в итоге увидел, превзошло и перевернуло все мои ожидания. Это характерная черта у Аберкромби: никто из героев не получает того, что заслуживает, никто из читателей ‒ того, что ожидает. И это поразительное чувство. «Мудрость толпы» ‒ точно лучшее, что я читал в этом году.

Персонажи ‒ живые, яркие, интересные, ничуть не хуже знаменитых Логена и Глокты. Особенно впечатлила демонесса революции Судья и то, как беспощадно автор порой относится к своим героям. Концовка оставляет тебя с разбитым сердцем и страстным желанием узнать, что будет дальше. Отдельно удивил индустриальный мир в фэнтези, было очень интересно и необычно».

Джо Аберкромби

Скачать книгу Мудрость толпы

Джо Аберкромби (Joe Abercrombie) ‒ англичанин сорока семи лет, родился 31 декабря. Закончил психологический факультет в Манчестере, работал в индустрии кино, был монтажером. Писать начал с двадцати лет, с тех пор уже написал почти два десятка полноценных романов и еще больше рассказов. Благодаря такому комплексу знаний, его книги:

  • С хорошо проработанными героями;
  • Кинематографичные, читаешь ‒ и будто смотришь кино;
  • С ненавязчивыми отсылками к классике литературы;
  • Активно использующая весь комплекс выразительных средств: закольцованная композиция, описание героев через интерьер или другие неживые предметы (такой прием, кстати, любили Гоголь и Чехов), тонкие и изящные метафоры и сравнения.

Один из признанных молодых авторов темного фэнтези. Его творчеству давали положительную оценку Робин Хобб (Robin Hobb) (писательница, написавшая сагу о Короле и Шуте), Анджей Сапковский (автор саги о Ведьмаке), Джордж Мартин, автор «Песни льда и огня» (Song of Ice and Fire), Олег Ладыженский, Терри Пратчетт (Terry Pratchett).

Первый роман трилогии «Эпоха безумия» вошел в список лучших книг 2019 года по версии журнала «Лаборатория фантастики».

Резюме

«Мудрость толпы» ‒ это качественная работа, написанная легким, изящным языком, не боящаяся говорить на серьезные и порой страшные темы, обнажать порочность человеческой натуры и задаваться тяжелыми моральными вопросами о жестокости и власти.

Книга, захватывающая и не отпускающая с первых страниц, втягивающая читателя в круговорот сюжета с первой же сцены, заставляющая бояться за персонажей на каждой страницы и желать, чтобы у них все было хорошо. Но чтобы узнать, будет ли с ними все хорошо ‒ нужно прочитать книгу.

(Оцените пожалуйста, мы очень старались!)
Загрузка...
Дарья Маланина
Cпециалист в области социально-культурной деятельности с профильным высшим образованием. Занимаюсь психологией и вопросами саморазвития 8+ лет. Автор множества публикаций. Умею объяснять сложные вещи простыми словами, пропагандирую бережное отношение к себе, рассказываю обо всем, что делает жизнь комфортнее и радостнее.

Обсуждения

Comments to: Книга «Мудрость толпы», Джо Аберкромби (скачать) – Описание и Отзывы